Х ком 2 война избранных обзор. Обзор XCOM2: War of the Chosen — глобальное обновление. Будьте осторожны с очками способностей

После серии небольших DLC разработчики Firaxis Games выпустили настоящее дополнение - большое, сложное и проработанное до мелочей. И с ним отличная игра XCOM 2 стала поистине великолепной.

Релиз сиквела в 2016 году стал одним из самых главных событий для любителей пошаговой тактики. Игра получила множество наград и по версии многих изданий стала лучшей пошаговой игрой года. И даже не потому что жанр в последние лет пять напоминает что-то вроде заброшенного городка с перекати-полем - XCOM 2 была реально классной.

Фракции Сопротивления

Аддон XCOM 2: War of the Chosen устанавливается поверх оригинала и перерабатывает практически все имеющиеся в нем механики, а также добавляет новые.


Прежде всего это абсолютно новая система фракций. Если раньше бой с инопланетными захватчиками вели исключительно бойцы XCOM, которым изредка помогали разрозненные силы повстанцев, то теперь на многострадальной планетке появились три новые силы - Жнецы, Заступники и Храмовники.

У каждой из этих группировок есть своя четко прописанная история. Например, Жнецы - это наиболее радикальные из повстанцев под началом русского ксенофоба по кличке «Волк». Они полностью отрицают использование инопланетных технологий и воюют по старинке - собираются в партизанские отряды и устраивают диверсии с СВД наперевес.

Еще одна фракция - Заступники - представляет собой «забракованный» отряд «Адвента», который восстал против Старейшин (это самые главные у пришельцев) и решил мстить им за то, что они превратили их из людей в гибридов.

Фракции харизматичные и по-своему уникальные, но вот незадача - все они ненавидят друг друга, а потому использовать возможности всех сразу будет трудно. Да и не особо-то они горят желанием сотрудничать с XCOM, ведь эта организация уже один раз проиграла войну.

Чтобы склонить их к сотрудничеству и возможно даже помирить между собой, придется выполнять новые миссии, оказывать поддержку во время нападений «Адвента» и вообще помогать любыми способами. Наградой за поддержку станут новые бойцы - по одному новому классу на каждую фракцию.

Брошенные города и Странники

С приходом фракционной механики появились и новые задания и даже полностью новый тип карт - брошенные города. Они стали первой целью пришельцев еще в первой части, и за годы биологических атак людей в них уже не осталось, только странные зеленые наросты повсюду и толпы безумных человеческих оболочек.

Последние в игре именуются Странниками, на деле это самые обычные зомби. В отличие от всех остальных врагов в XCOM 2, Странники берут числом, нападая группами по 5-8 особей. Они довольно быстрые, но атакуют только вблизи, поэтому главной задачей при встрече с ними становится правильная логистика. Если персонажа окружат, то он, считай, труп.

Чтобы наиболее правдоподобно отобразить всю «зомбоидную» сущность Странников, девелоперы даже изменили боевую систему. Если член отряда убивает зомби своим основным оружием, то он получает еще одно очко действия.

Его можно потратить на тактическое отступление или сделать еще один выстрел. Таким образом, за один ход персонаж может убить целую кучу врагов, если, конечно, у него достаточно патронов.

Избранные и глобальная карта

В то время как люди перевооружаются и организуются в мощное Сопротивление, инопланетяне тоже постоянно развивают свою военную доктрину. В XCOM 2: War of the Chosen были введены особые противники - Избранные.

Всего их три штуки, и каждый представляет собой очень сильного босса, который всеми силами стремится уничтожить «Мститель» (мобильную базу игрока) и весь его персонал. Старейшины пообещали подарить всю Землю тому, кто сделает это первым, так что это действительно серьезный повод для волнения.

Каждый Избранный контролирует определенный регион на карте. Каждый раз, когда игрок начинает выполнять там задание, есть шанс, что Избранный лично посетит поле боя. Убить его обычным способом нельзя, а он, напротив, запросто может перебить весь отряд.

Более того, по ходу выполнения задания Избранный может похитить наиболее ценного бойца.

Чтобы вернуть его в строй, придется провести спасательную операцию. Именно так разработчики решили заставить игрока развивать разных бойцов, а не только основной состав.

Для победы над Избранными нужно выполнять миссии в их регионах и постепенно собирать разведданные. Тогда можно выявить их слабые стороны и в конечном итоге дать решающий бой!

Новые миссии и противники

Еще на выходе XCOM 2 многие люди ругались на большое количество заданий с ограничением по времени. Их действительно было многовато, но мотивация разработчиков понятна: так они хотели заставить игроков проявлять больше инициативы при выполнении миссий, а не ловить врагов на «овервотче».

Впрочем, критику Firaxis приняли и постарались исправиться. В War of the Chosen появились новые задания, и среди них много таких, которые дают возможность поиграться подольше, без постоянной спешки.

Вместе с этим в ряды «Адвента» влились новые виды противников. Всего их три - призрак, чистильщик и жрец. Первый действует скрытно и создает иллюзии, второй выжигает локации и заодно ребят XCOM напалмом, а третий вовсю использует пси-способности - вгоняет бойцов игрока в стазис, устраивает ментальные атаки и так далее.

Другие изменения

Все описанное выше - это лишь вершина айсберга, самые основные нововведения.

Их очень много, полностью и не перечислишь. Но мы все-таки попробуем:

  • Полный ребаланс всего оружия с учетом нового снаряжения и классов;
  • Система развития социальных связей между бойцами: при удачных совместных вылетах люди формируют боевые связки и эффективнее действуют в паре;
  • Для разнообразия многие миссии получают уникальные модификаторы SITREP , которые могут давать бонусы или усложнять прохождение;
  • Соревновательный режим испытаний сообщества: нужно проходить заранее спроектированные задания и стараться получить наилучший результат;
  • Ручное создание «памятных» плакатов с оперативниками: можно настроить целую кучу опций от поз до гарнитуры шрифта.
  • Практический смысл, правда, отсутствует.
  • Доведенная до ума техническая часть : разработчики уже исправили все проблемы оригинала, так что теперь игра действительно соответствует своим системным требованиям.

Наверняка что-то забыли, но, короче говоря, War of the Chosen - это очень большое дополнение.

Убийца холодных вечеров

War of the Chosen - это отличный повод вернуться на поля сражений XCOM 2 и вновь провести в этой замечательной игре несколько десятков холодных вечеров.

Или не очень холодных, ведь играть в обновленную пошаговую стратегию от Firaxis Games ну очень интересно.

Разработчики действительно «перелопатили» практически все аспекты игры и дополнили их новыми элементами. Благодаря этому повторные прохождения становятся еще более непредсказуемыми и уникальными, а простор для «хардкора» никогда не был таким широким.

«Сезонный абонемент» к получился, мягко говоря, невыдающимся: первое DLC добавило лишь «косметику» для солдат; второе, Alien Hunters , - троицу невероятно злых боссов; третье - возможность конструировать боевых роботов, что конечно приятно, но погоды не делает. Поэтому к адд-ону (в абонемент не входящему) отношение было настороженное. Тем более что вынесенные в название «Чозены» - тоже боссы, причем их опять-таки трое: ассасинка, снайпер и псионик.

Небольшое отступление для тех, кто Alien Hunters пропустил: встреча с тамошними боссами отнимала больше нервов, чем финальная схватка игры. Дело в том, что каждый из них имел как минимум в пять раз больше хитпоинтов, чем рядовой противник, и вдобавок отвечал на любое действие игрока. Солдат выстрелил - босс выстрелил в ответ. Солдат перебежал с места на место - босс выстрелил. Солдат перезарядился - босс, опять-таки, получает право на выстрел. Плюс встретиться они могли когда и где угодно, поэтому один неосторожный шаг мог обернуться потерей половины отряда.

Так вот, с новыми «избранными» такого накала драмы нет, поскольку действуют они строго в свой ход, и о своем появлении на карте предупреждают заранее. Хотя противники из «избранных» все равно серьезные: все они обладают богатырским здоровьем и мощными абилками. Например, ассасинка до первого удара невидима, снайпер может стрелять через всю карту, а псионик с легкостью берет солдат Xcom’а под контроль. Кроме того, их нельзя убить: потеряв последний хитпоинт, босс просто телепортируется с карты и может как ни в чем не бывало заявиться на следующую миссию. Чтобы избавиться от одного из избранных окончательно, придется найти и взять штурмом его персональную крепость.

На память об окончательно убитых избранных остается их оружие

Трое в лодке, не считая Xcom

Так на сцену и выходит новая механика - «секретные задания». От игрока здесь практически ничего не требуется: выбираем приглянувшуюся операцию из списка, отправляем людей согласно прейскуранту (на одну может требоваться боец званием не ниже лейтенанта, на другую - ученый или инженер) и ждем обозначенный в описании срок - в игровых днях, разумеется. По его истечении получаем положенную награду (ресурсы, апгрейды для оружия, данные о крепости избранного и т.д.) и предложение начать новую операцию - выполнять несколько «секретных заданий» одновременно нельзя, только по очереди.

«Секретные задания» тесно связаны с другой новинкой - фракциями Сопротивления. Их тоже три: Жнецы - отмороженные выживальщики-стелсеры, в буквальном смысле жрущие инопланетян на завтрак; Заступники - гибриды людей и пришельцев, в которых человеческое начало оказалось сильнее, а Храмовники - мощные псионики, слегка потерявшие связь с реальностью. Все они в союзе с Xcom’ом, но организационно остаются независимы. Читай, взаимодействие с ними сводится к тому, что время от времени фракции подкидывают Xcom’у боевые миссии и снабжают свежими «секретными заданиями». Кроме того, сотрудничество с фракциями приносит некоторые глобальные бонусы вроде дополнительных ресурсов или ускорения исследований.

Всякое важное событие, вроде победы в миссии, игра предлагает увековечить с помощью постановочной фотографии

Наконец, каждая фракция делегирует под командование игрока героического бойца уникальной спецализации. Жнец - идеальный разведчик: он и движется в стелсе быстрее всех, и враги его замечают, лишь оказавшись с ним лицом к лицу, и целому арсеналу диверсионных приемов Жнец обучен. Например, он может размещать мины-липучки, одним выстрелом детонировать машины, даже добивать подраненных врагов - и все это без риска вылететь из стелса.

Заступник - по сути, рейнджер на стероидах: подтягивает врагов к себе, чтобы огреть их перчаткой с острыми когтями; подтягивается к врагам сам, чтобы проделать то же самое, или просто скачет по уровню с помощью крюка-кошки. Может выстрелить два раза за ход, может огреть электрошоком, а прокачавшись до максимального уровня, раз за миссию может действовать по правилам боссов Alien Hunters , то есть отвечать на каждый выстрел неприятеля своим действием.

Храмовник напоминает протоссов из StarCraft , ибо рубит врагов парными псионическими лезвиями и в процессе накапливает энергию, которую впоследствии тратит на заклинания вроде телепортации или пси-шторма. К сожалению, восстанавливающимися силовыми щитами храмовники не обладают, поэтому после атаки приходится спешно убегать к своим или надеяться, что сработают пассивные абилки вроде «30% шанс избежать урона от вражеской атаки».

Пост-героический синдром

Собрать ударный кулак из одних «героев» и играючи перемалывать миссию за миссией не удастся. Во-первых, по умолчанию фракции отправляют в Xcom по одному представителю, и возможность пополнить свои ряды дополнительным героем появится далеко не сразу. Во-вторых, в War of the Chosen бойцы стали уставать: несколько боевых вылетов подряд (или даже один, но очень неудачный) приведут к тому, что у солдата начнет трещать крыша и он может обзавестись фобией - например, страхом перед избранными, что выливается в шанс запаниковать, когда кто-то из них появляется на поле брани. Если же его и в таком состоянии отправить в бой - боец сломается окончательно и без всяких ранений улетит в госпиталь на несколько недель.

Словом, герои - это хорошо, но воевать в основном предстоит старыми знакомыми классами, тем более что их тоже усилили. Основа прокачки старая (т.е. на каждом левелапе предлагается выбрать один из двух перков) - однако если построить на базе тренировочный центр, в нем можно будет докупить невзятые в свое время умения, открыв хоть все древо прокачки целиком. Вдобавок, помимо стандартных классовых перков, каждый солдат имеет набор индивидуальных бонусов: например, снайпер А может научиться сбивать броню с противников, а снайпер Б - особому выстрелу, который попадет в цель при любых условиях. Загвоздка в том, что на прокачку дополнительных перков тратится особый ресурс, Ability Points, который дается в награду за некоторые «секретные операции», либо за особые успехи в бою (например, за уничтожение избранного). То есть AP всегда в дефиците, поэтому предстоит изрядно поломать голову, определяя, какой перк у какого бойца организации нужнее.

Отправленных на тайную операцию бойцов могут ранить, взять в плен или атаковать - в последнем случае загружается тактическая миссия, где нужно провести их до точки эвакуации

Дополнительная кастомизация бойцов идет через «секретные задания». Дело в том, что помимо основной награды, одного из участников может ждать бонус к здоровью, меткости и т.д., который останется с ним навсегда. В результате из безликих и взаимозаменяемых юнитов оперативники Xcom превращаются в личностей, которых помнишь и в лицо, и по имени. Ведь одно дело, когда у тебя есть целый взвод рейнджеров-полковников, неотличимых друг от друга, и совсем другое - когда одного из них ты целенаправленно пестовал, чтобы он мог за ход пробежать полкарты и гарантированно уничтожить цель.

Миру по нитке

Вышеперечисленное - это крупные изменения, но в War of the Chosen есть и множество мелких. Например, налеты инопланетян на укрепрайоны Xcom иногда проходят в старом формате, когда кругом куча гражданских, которых безнаказанно отстреливают враги - а иногда наоборот, все гражданские кучкой сидят в каком-нибудь здании, подступы к которому охраняют сопротивленцы-NPC (и у них есть определенные шансы отбиться даже без помощи игрока).

Боссов из Alien Hunters заметно ослабили: первая встреча с каждым из них происходит не абы где, а только при атаке базы инопланетян, причем о присутствии босса предупредят еще перед вылетом. К тому же боссы отныне не реагируют на действия солдат, которых не видят - поэтому, собрав отряд снайперов со Жнецом-разведчиком во главе, вполне реально убить босса без малейших потерь со своей стороны.

Ко всему прочему, избранные невероятно говорливы - постоянно выходят с Xcom’ом на связь, чтобы попугать

Научную систему доработали: теперь после окончания исследования на ученых может накатить вдохновение, позволяющее им разработать определенную технологию в рекордно короткие сроки - но только если взяться за дело прямо сейчас. В результате появляется хороший стимул нарушить запланированный порядок исследований. Еще больший стимул возникает, когда дело касается «прорывов»: они находятся вне стандартных веток исследования и сходу дают плюс, например, к урону определенным типом оружия - но, как и с вдохновениями, предлагаются они рандомно и начинать такую разработку нужно сразу же, как только она была предложена. Впрочем, недостающие «прорывы» можно добрать тайными операциями.

Изрядно расширился ассортимент миссий: появились новые типы заданий (например, захватить ящики с ресурсами до того, как враг успеет их эвакуировать), и модификаторы, назначаемые случайным образом к любой миссии. Например, на одно задание можно взять бойцов чином не выше сержанта; на другом встретится много противников-псиоников, на третьем - наоборот, сплошь роботы; в четвертой миссии у отряда будет бонус к скрытности, а пятая вообще проходит в заброшенном городе - вотчине Lost’ов.

Lost - новый тип зомби, на которых разработчики почему-то делают особый акцент: мол, они то, они се. Приходят на звук взрывов и с одинаковой охотой атакуют и инопланетян, и Xcom’овцев, поэтому в идеале должны были бы вносить свежую струю в картину боя - но на деле они слишком медленно двигаются, слишком слабо бьют и слишком легко умирают.

Игра особенно не скрывает, что Lost’ы - это гражданские, надышавшиеся газом из инопланетных капсул в первом XCOM

Зато избранные проявляют неожиданную резвость. Мало того, что в ходе тактических миссий они пытаются выпотрошить солдат Xcom’а, так еще и в стратегическом режиме подлянки устраивают: то ежемесячный доход уменьшат, то исследование на лишнюю неделю затянут, то из оружейной комнаты несколько апгрейдов утащат, а то вовсе атаку на штаб-квартиру Xcom’а организуют.

War of the Chosen - отличный пример того, как надо делать адд-оны. Тут уйма нового, продуманного, сбалансированного контента - и при этом он равномерно распределен по всей игре. То есть если в DLC для того же ты сразу отправляешься на новую территорию, залпом проходишь тамошнюю сюжетную линию и потом возвращаешься в привычную Пустошь, получив на память лишь пару перков да новую пушку, то в War of the Chosen все иначе. Ты начинаешь новую кампанию и вроде бы играешь в знакомую игру, но постоянно отмечаешь, что вот здесь стало лучше, здесь появилось что-то новенькое - а вот и добавленный в адд-оне тип противников встретился, и для борьбы с ним нужно вырабатывать свежие тактики. Рядовому стратегу этого чувства новизны хватит как минимум на одно полное прохождение; ну а для XCOM -энтузиаста War of the Chosen - и вовсе, что называется, «мастхэв».

Вы прошли XCOM 2 на самой высокой сложности и поплясали на могилках инопланетных болванчиков? Вы включали запрещающий перезапускать миссии режим, чтобы получить хоть какой-то челлендж, но всё равно справились с игрой без особых проблем? Что ж, авторы отметили ваши успехи и сделали всё возможное, чтобы посмеяться последними. War of the Chosen - проект, с размаху бьющий серпом снизу в тот момент, когда вы меньше всего этого ждёте. Те, кого не сильно напрягало происходящее в оригинальной XCOM 2, побоятся включать этот интегрированный в основную игру аддон. Он делает больно каждую минуту. Будто дворовый хулиган, он наносит удары точно в голову, а вам только и остаётся, что прикрывать её руками без мяса на хрупких костях.

А если без метафор, то XCOM 2: War of the Chosen - это увеличение оригинальной XCOM 2 в полтора раза. Изменения коснулись практически всех элементов игры. Взять хотя бы сюжет: у нас было спасение главного героя в начале и разборка со Старейшинами под конец. Теперь повествование проявляет себя куда чаще, добавляя неожиданные повороты. Изначально авторы пытались превратить землян в загнанных зверей, страдающих от оккупации и неспособных дать отпор, тогда как по факту горстка сопротивленцев без усилий отбросила окопавшегося врага. War of the Chosen говорит, мол, так дело не пойдёт, и вводит в повествование новые переменные - различных по умениям и характеру вражеских героев. За избавление от Сопротивления этим инопланетянам обещана ни много ни мало сама Земля. Они, разумеется, жадно цепляются за невероятную возможность и готовы грызть глотки за такую честь.

Враги проявляют себя по-разному. Могут без предупреждения появиться во время выполнения любой миссии и тем самым увеличить неслабый перевес в сторону врага. Ещё они могут узнать, где находится ваш корабль на глобальной карте, и сбить его. Вдобавок они не затыкаются, стремясь вас деморализировать. Их издевательские, ехидные сообщения и обещания жестокой погибели - своеобразный вид искусства. Попробуйте нешаблонно пожелать врагу смерти полсотни раз и не повторится.

На радость игрокам, авторы подсократили генералам противника напористость и интеллект. Просто представьте, что на карте есть враги, бегающие на огромные расстояния или бьющие пси-энергией на сверхдальние дистанции. Теперь представьте, что у них есть сокращающие обзор дымовые шашки и атаки, сносящие две трети, а то и больше жизни за один удар, после чего недруг может преспокойно отступить, стать невидимым и пропасть с ваших радаров. Ужасно? А то как же! Но для соблюдения баланса пришельцы ограничены в своих действиях. Например, после первой атаки они не будут добивать раненого, предпочтя вторым ударом снести здоровье уже другому, более здоровому бойцу сопротивления. Авторы обосновали это сюжетом: генерал бьёт исподтишка, оглушая жертву, и если вовремя не привести её в чувство, гадский босс утащит её на опыты и допросы. Результат отчасти предсказуем, а значит, допускать подобного нельзя.

Отвечать на действия супостата придётся силами новых боевых подразделений. Помимо «икскомовцев» на Земле орудуют независимые группировки - их первым делом надо собрать, а потом заставить воевать под началом единого командира. Тут вам и изгои-псайкеры, и снайперы-ассасины, и инопланетяне, что переметнулись на сторону людей, избавившись от влияния Старейшин. Персонажей немного, но на поле брани каждый стоит как минимум трёх обычных солдат. Например, Жнецы, которые снайперы, помимо неплохих показателей дальней стрельбы и способности открывать огонь после пробежки, обладают особой маскировкой, которая не спадает, даже если тактическая стадия закончилась, и враг знает о присутствии бойцов сопротивления.

А вот страдать от последствий сброса на Землю бомб с биологической начинкой будут обе воюющие стороны. В мегаполисах планеты ныне обитают новые представители осовремененной XCOM 2 - зомби. Поражённые оружием пришельцев люди мутировали, утратили разум и нападают на живых. Быстрые, многочисленные, на вид омерзительные, как и полагается современным киношным мертвякам. Правда, серьёзной опасности они не представляют из-за новой боевой механики. Принцип следующий: убиваете зомби одним выстрелом, и вам не засчитывают потраченное очко действия. Поэтому можете смело валить нежить в радиусе поражения, пока в обойме есть патроны, а после перезарядиться и атаковать снова. На тактической стадии подход тоже будет иным. Монстры ориентируется не только на визуальное нахождение врага, но и на слух. Если вы, пробираясь по старым зданиям, будете шуметь, бить окна и стрелять, зомби моментально узнают о вашем присутствии и сбегутся посмотреть, кто там пытается стащить из разрушенного супермаркета последний сладкий рулет.

Теперь давайте сосчитаем конечности, которые вам понадобятся, чтобы успешно вести войну на всех фронтах. Одной рукой воруем припасы, совершая налёты на базы и лагеря противников. Второй рукой устраиваем мощные атаки на лаборатории «Адвента», чтобы предотвратить строительство проекта «Аватар». Левой ногой отбиваемся от инопланетян-генералов, не давая воровать наших солдат и узнавать, где летает наш пепелац, попутно разыскивая крепости могучих гадов, чтобы наконец-то их добить. Правой ногой объединяем группировки, отправляемся на их сюжетные и рандомные здания, разруливаем внутренние конфликты и собираем единую армию. Конечности закончились, а ведь ещё придётся заниматься разбором приказов для каждой фракции (раз в месяц они дают неслабые бонусы), отправлять бойцов на случайные задания и предотвращать зомби-апокалипсис.

Как за всем уследить и всюду успеть? Правильный ответ - никак. XCOM 2: War of the Chosen - игра на шахматном поле из двухсот с лишним клеток, но играть можно только за одну хромую лошадь. Фронт - везде и нигде, союзники всюду, но их чудовищно мало, а война набирает обороты, сыплет графиками, зловещими красными шкалами, предупреждениями с сотней-другой событий, которые ни в коем случае нельзя игнорировать, и перечнем битв, где ни в коем случае нельзя проиграть.

После каждого боя следует расслабиться и отдохнуть. Для этого появился небоевой режим-конструктор. Авторы помнят о том, без чего ни одна уважающая себя война не ведётся и не выигрывается: пафос и пропаганда. Теперь в наличии редактор мотивирующих плакатов, создаваемых автоматически либо под вашим чутким руководством. Любая победа, любое событие, будь оно радостным или трагичным, обязательно превращаются в постер с вашими бойцами, а готовый макет появляется повсюду в мире XCOM 2. Прошли миссию? Сделаете мотивирующий плакат, и пусть все узнают, что победа близка! Умер боец? Делаем агитку в стиле «Любим, помним, не простим!».

Ещё бывает так, что ваши солдаты после нескольких совместных сражений становятся настоящими боевыми братьями. Порой это даже забавно, ведь уровень братских отношений можно поднять, просто спаивая бойцов в местном баре. Как только их отношения максимально окрепнут, они получат особые умения в бою, из чего тоже можно сделать орудие пропаганды. Конечно, на геймплей плакаты никак не влияют, зато атмосферой войны помогают насладиться в полной мере.

Однако если вы думаете, что над War of the Chosen летают бабочки, а сама она благоухает свежестью и хвоей, лучше прихватите с собой освежитель воздуха. Студия Firaxis - творцы с большой буквы F, в смысле они действительно стараются добавить как можно больше нового уникального контента, пусть ради этого придётся полностью перебалансировать игру. Но с технической частью у них вечные проблемы. К XCOM 2 выходили дорогущие DLC, но патчи не правили оптимизацию - игра по-прежнему грела железо, будто черти в аду раскочегаривали печь для грешников. War of the Chosen убрала длительные загрузки, однако всё прочее осталось, пусть и не совсем понятно, на что тратятся мощности вашей машинки. Да, локации разрушаемые, но без графических изысков или оправдывающего подобную растрату ресурсов масштаба. Оптимизация, где ты, когда ты так нужна? В ответ тишина.

Если же быстрый и резкий износ оборудования продолжительностью от тридцати до сорока часов не является для вас ощутимой проблемой, то пройти прокачанный XCOM 2 вы просто обязаны. Если бесполезные классы, бесполезные мехи, бесполезные раскраски для армии, за которые авторы просили 850 рублей, не стоили и половины этих денег, то XCOM 2: War of the Chosen, который стоит всего на 500 рублей дороже, окупается уже в первые полчаса. XCOM 2 стал непредсказуемым, опасным, беспощадным и дарит новые ощущения даже закалённым в боях фронтовикам Земли.

War of the Chosen – первое крупное дополнение для XCOM 2 , которое включает себя немало нововведений, сильно преображающих игру. Что стоит ожидать поклонникам серии, мы расскажем в этом обзоре.

Начнем мы с новых фракций. Сперва нам предстоит познакомиться со Жнецами, предпочитающими вести бой скрытно. Вторая – Заступники, вышедшие из под контроля солдаты Адвента. Третья – Храмовники, использующие пси-энергию.

Каждая фракция даст новые классы бойцов, которые от стандартных отличаются более разнообразной системой прокачки. От жнецов нам достанется снайпер, способный скрываться и передвигаться на дальние расстояния, что позволяет ему стать отличным разведчиком. Заступники дадут бойца, который может стрелять два раза, а также забираться на высокие места с помощью крюка. Храмовники поделятся бойцом, способным использовать пси-способности. Также все три новых класса пользуются своими уникальными видами оружия и брони.

На новых героях дело не ограничилось – фракции помогают вам и в развитии базы. Жнецы позволят собирать разведданные. Заступники ускорят строительство. Храмовники помогут в лечении раненых. Правда, чтобы пользоваться данными услугами, придется отказаться от других заданий на глобальной карте. Также появились секретные задания, которые ваши бойцы будут делать без вашего участия. Награды самые разные – от сбора материалов до снижения прогресса проекта «Аватар». Не обходятся эти задания без риска. Если не повезет, то придется в специальных миссиях вытаскивать ваших бойцов из передряг.

Пожалуй, главная фишка дополнения – новый вид врагов – Избранные. Всего их три, но каждый из них уникален и представляет из себя мини-босса с уникальными умениями. Один из них убийца, умеющий исчезать, другой - меткий стрелок, третий - мощный псионик. Причем каждый из них обладает своим характером. Это не просто бездушные болванчики, а полноценные персонажи, которые частенько будут с вами связываться, выдавая огромное количество разнообразных фраз.


Необычно сделаны и встречи с ними. Теперь, выполняя задания на территории одного из Избранных, вы рискуете встретиться с ним, в результате чего придется тратить силы и на него. Но победив его в бою, вы не избавитесь от него навсегда, а всего лишь отгоните. Также иногда они могут похищать ваших оглушенных бойцов, либо черпать из них информацию, что гораздо хуже.

Дело в том, что Избранные не просто появляются на поле боя – они постоянно вмешиваются в дела сопротивления и со временем приобретают новые способности. Но самое неприятное заключается в том, что они выведывают расположение вашей базы, что отображается в специальной шкале. И если она заполнится до конца, считайте, что вы проиграли.

Все это делает игру куда более напряженной. Мало того, что пришельцы занимаются проектом «Аватар», а миссии сыпятся с такой частотой, что ваши бойцы не успевают встать с больничной койки, так еще и Избранные ищут информацию о вас. Сначала вы познакомитесь с одним Избранным, но постепенно вы встретите и других, и каждый пытается раскрыть ваши тайны.


Чтобы избавиться от Избранного, придется выполнить ряд секретных заданий по поиску его логова, а после организовать нападение. Поначалу битва с Избранным в его цитадели впечатляет. Сначала мы пробираемся через охрану, а потом сражаемся с самим Избранным, бой с которым проходит в несколько этапов, на которых напряжение сильно вырастает. Но впечатляет только первый бой. Штурм цитадели второго и третьего Избранного не отличается вообще никак от первого боя. В итоге, не надо искать слабые места и придумывать какие-либо тактики. Вы уже заранее знаете, чего ожидать и как действовать. И это главный минус Избранных. Разработчики могли бы в каждый бой с Избранным внести какую-то изюминку.

Еще одним крупным дополнением стал новый вид противников – странники. Они враждебны как к вам, так и к пришельцам, а представляют они из себя безмозглых зомби - жертвы массового биологического оружия пришельцев. Появились целые новые карты и миссии со странниками – обычно это мрачные заброшенные города.

Появляются странники толпами, из-за чего разработчики добавили новую фичу. Когда вы убиваете странника, вам дается дополнительное действие, в результате чего один боец может убить сразу несколько зомби. Также придется аккуратнее пользоваться гранатами и другим оружием со взрывом, так как наш шум сбегутся еще больше странников. Все по канону зомби-хорроров.


Поначалу новые противники действительно впечатляют, так как игра во время битвы с ними сильно преображается. Но самая главная проблема странников заключается в том, что их тема никак не развивается. Более сильные странники отличаются от других количеством здоровья и урона. Никаких кардинально новых видов вы не увидите. В результате этого под конец игры миссии со странниками начинают раздражать, так как их отстрел становится нудятиной и лишней тратой времени. Новые толпы странников встречаешь не с напряжением, а с раздражением тем фактом, что опять придется совершать скучные действия. Может, на высоких уровнях сложности действительно странники заставят куда сильнее напрягаться, но на «Нормале» эти зомби только раздражают. Также начинаешь надеяться на то, что тему со странниками разовьют в паре каких-то новых сюжетных миссий со зловещими тайнами. Но после того, как вы встретите странников, ничего нового с ними не произойдет.

Также не обошлось и без других более мелких нововведений. Появилось новое оружие, между солдатами теперь может возникнуть взаимосвязь, которая добавляет новые тактические возможности, а еще разработчики серьезно улучшили оптимизацию, в результате чего уровни грузятся куда быстрее.

Конечно, все минусы с финальными сражениями с Избранными и странниками можно простить, если бы не цена дополнения. 1399 рублей – это, грубо говоря, 2\3 стоимости оригинальной игры, и честно говоря, дороговато для такого количества контента. При этом, возникает ощущение, что разработчики в некоторых местах дополнение недоработали, как, например, финальные бои с Избранными. Плюс ко всему, когда вы уничтожите всех Избранных, War of the Chosen перестанет чем то удивлять. Во второй половине игры дополнение просто не сможет вам предложить что-то кардинально новое.


В целом, дополнение очень неплохо углубляет оригинальную игру, делая ее более сложной и напряженной, добавляя игрокам новые испытания. Если оценивать дополнение в отрыве от стоимости, то можно поставить оценку 8. Но если рассматривать War of the Chosen как продукт, то лично моя оценка – 7 баллов. В принципе, если вы еще не играли в XCOM 2, можно дождаться скидок и приобрести игру вместе с дополнением.

В материале: XCOM 2: War of the Chosen

XCOM 2: War of the Chosen – больше чем DLC. Дополнение изрядно перелопачивает знакомые игровые механики, добавляет новые условия, миссии, угрозы и в итоге превращает XCOM 2 в совсем иную игру.

XCOM 2: War of the Chosen

Жанр пошаговая тактика
Платформы Windows, OS X, Linux, PlayStation 4, Xbox One
Разработчик Firaxis
Издатель 2K Games
Сайты xcom.com , Steam

Такое впечатление, что Firaxis намеренно делает свои игры несовершенными, чтобы через год после релиза продать доверчивым пользователям DLC, исправляющие все недостатки оригинала и вносящие в него новые игровые механики. Так было с и двумя большими DLC к ней, Gods & Kings и Brave New World. То же самое произошло с и серьезно меняющим основную игру дополнением . Сейчас тоже самое происходит с .

В этот раз решили обойтись без наномашин, генетических модификаций и навороченных экзоскелетов. Вместо этого в XCOM 2: War of the Chosen появляются те самые, вынесенные в заголовок Избранные. Тройка Избранных: Убийца, Охотник и Чародей – это элита из элит, высокоуровневые бойцы Старейшин с уникальными умениями и длиной линейкой здоровья, которые появляются почти в каждой миссии, если она происходит на контролируемой ими территории. Старейшины поставили Избранным задачу вернуть Шефа и теперь они охотятся на отряды XCOM, захватывают бойцов в плен, проводят диверсии и пытаются выяснить положение нашей мобильной базы.







Избранные умеют маскироваться, стрелять через всю карту, призывать новые юниты. А еще эти сволочи норовят появиться в самый разгар боя, когда ваши бойцы уже ввязли в перестрелку, израсходовали почти весь боезапас и получили пару ранений. При этом Избранные почти бессмертные. Вы можете сразить любого из них в бою, но в последний момент противник успеет телепортироваться, чтобы появится в следующей миссии. Мало того, со временем Избранные, как и ваши бойцы, получают новые умения и становятся сильнее. Уничтожить элитных противников можно только выполнив цепочку квестов фракций и взяв штурмом цитадель врага.







Немного о самих Избранных. Убийца умеет становится невидимой и наносит сокрушительные удары своим огромным мечом. Кроме того, она может дезориентировать сразу нескольких бойцов XCOM за один ход. Охотник быстро перемещается с помощью своего крюка-кошки, а также наносит колоссальный урон через весь уровень, с помощью способности Сопровождающий выстрел. Плюс в его арсенале усыпляющие дротики и гранаты. Чародей использует пси-способности, захватывая ваших бойцов под контроль и призывая призрачных зомби, используемых в качестве ходячих бомб.







В дополнение к трем Избранным появились и другие новые противники. Чистильщики вооружены огнеметом и зажигательными гранатами, мало того, при убийстве в ближнем бою они имеют особенность взрываться, так что в рукопашную к ним лучше не лезть. Жрецы используют пси-способности, типа контроля разума или стазиса, а также умеют усиливать соратников. Призрак способен превращаться в облако наномашин и исчезать из поля зрения. Эти опасные твари способны вырубить вашего бойца и создать его теневую копию, обладающую такими же умениями.






Ну и четвертый тип новых противников в War of the Chosen – Странники или, говоря проще, зомби. Странники появляются на некоторых картах в виде огромных толп, которые привлекают взрывы или могут призывать определенные враги, тот же Чародей. Если отстреливать Странников из основного оружия, то убийство не будет завершать ваш ход, что позволяет уничтожать до десятка противников, главное, чтобы хватило патронов. Так что не удивляйтесь цифрам убитых врагов в карточках ваших бойцов. В некоторых миссиях счет может дойти и до сотни.







Сочетание новых и старых противников, Избранных, толп Странников и новых локаций делает бои намного сложнее. Терять бойцов никто не любит, так что готовьтесь многократно переигрывать неприятные моменты, благо загрузка уровней в XCOM 2: War of the Chosen стала практически мгновенной, без всяких танцев с бубном и редактирования ini-файлов. Впрочем, избежать ранений вам все равно не удастся, так что одним из первых улучшений «Мстителя» стоит выбирать госпиталь. Ведь проблема не только в раненных бойцах. Дело в том, что в War of the Chosen у солдат появился новый параметр – усталость, зависящий от того, как часто вы гоняете их на миссии и как много действий и перемещений им приходится совершать во время боя. Уставший солдат будет мазать, очень долго перезаряжать оружие и т.д. Ситуация, когда половина вашей команды в лазарете, вторая смертельно устала и пальцем пошевелить не может, а часть бойцов на спецзаданиях или тренировке в War of the Chosen далеко не редкость. Да, и как вы понимаете, пройти игру только одним отрядом, который быстро прокачивается до максимального уровня, теперь никак не получится. Так что подбирайте бойцов, нанимайте новых, освобождайте плененных.







Изменение рисунка боя влияет и на ваше отношение к миссиям. Теперь убежать после закладки бомбы или во время эвакуации – совсем не трусость, а разумный выбор, позволяющий сберечь бойцов для следующего задания. Зачищать весь уровень в некоторых случаях совсем не стоит.

Без пополнения не остались и ряды XCOM. В игре появились три фракции сопротивления, которые будут поставлять вам уникальных бойцов и позволят получить бонусы с помощью так называемых Приказов сопротивления, число которых зависит от вашего отношения с каждой из группировок. Бойцы фракций используют уникальное оружие и способности, мало того, каждая из групп имеет кровного врага среди Избранных, которому они наносят дополнительный урон. Жнецы отличаются большой мобильностью и умеют стрелять из своих снайперских винтовок не сбрасывая маскировки. Заступники, бывшие солдаты Адвента, хороши как в рукопашном, так и в бою на дистанции. Они могут быстро перемещаться с помощью своего крюка-кошки, стрелять несколько раз за ход, подтягивать противников к себе и т.д. Храмовники предпочитают использовать пси-энергию и энергетический меч, плюс могут усиливать соратников и ослаблять противников с помощью нового ресурса – концентрации, получаемой за убийство врагов.







С появлением новых типов бойцов изменилось и древо умений. Солдаты фракций выбирают способности не из взаимоисключающей пары, а из целого древа, причем их можно прокачивать и в дальнейшем. С постройкой Центра подготовки и остальные бойцы смогут осваивать дополнительные умения.

Еще одна новая игровая механика XCOM 2: War of the Chosen – взаимосвязь солдат. Выполняя задания вместе, ваши агенты становятся боевыми товарищами. Такие пары бойцов могут добавлять друг другу очки действия, повышать точность напарника, снимать с него негативные эффекты просто находясь рядом и т.д. Со временем связь можно усиливать, получая новые бонусы. Естественно, такие пары стоит отправлять на миссии вместе.







Кроме боевых миссий, появились и второстепенные фоновые задания фракций – Спецоперации. Такие задания позволяют разведать местоположение убежища Избранного, получить дополнительные материалы или инженера. А еще они повышают уровень доверия, позволяя использовать больше приказов сопротивления. Плюс на них можно прокачивать параметры бойцов. Но будьте аккуратней, любое такое задание может окончится миссией по эвакуации, ранением, а то и пленением бойца.






Спорное нововведение War of the Chosen – Центр пропаганды, где вы можете создавать агитационные плакаты со своими бойцами после успешного завершения миссий, повышения в звании, появления напарников и т.д. Забавно, но совершенно бесполезно. А вот режим Испытаний – это уже неплохо. Это набор уникальных миссий с нестандартными игровыми условиями, которые можно пройти, заочно соревнуясь с другими игроками в наборе очков. Миссии регулярно обновляются, есть возможность посмотреть повторы других игроков и т.д. В Испытаниях в вашем отряде могут быть не только люди, но и инопланетяне, возможность сохранятся отсутствует, а чем меньше времени вы потратите на бой, тем больше очков заработаете.







XCOM 2: War of the Chosen – это действительно совершенно новая XCOM 2. Играется она по-другому и приносит еще больше удовольствия от победы, чем оригинал. Поверьте, после War of the Chosen вы просто не захотите запускать обычный XCOM 2.

Плюсы: Новые уникальные и регулярные противники; новые игровые механики и локации; быстрая загрузка сохранений; игра стала сложней, глубже и интересней

Минусы: Стоимость DLC

Вывод: XCOM 2: War of the Chosen – лучшее, что случилось с XCOM 2, DLC превращает и без того отличную стратегию в совершенно новую игру